Ваш ребенок не может и минуты просидеть спокойно, он не в силах надолго сконцентрировать собственное внимание, пытается делать несколько дел сразу, не реагирует на запреты взрослых, часто является инициатором конфликтов? Если на все эти вопросы вы ответили положительно, то вполне можно предположить, что вы столкнулись с проблемой детской гиперактивности.

Причины, по которым может развиться гиперактивность у детей:

  •  наследственный фактор, когда в семье в нескольких поколениях проявляется такая тенденция поведения;
  • возникающие еще во время беременности биологические предпосылки, такие как, повреждение головного мозга у плода, родовые травмы, осложнения в период вынашивания ребенка (токсикоз, обвитие пуповиной);
  • социальные причины (нормы поведения в семье, бытовые условия проживания, неблагополучное ближайшее окружение и т. д.).
Гиперактивность у детей - причины, плюсы и минусы

Плохо или хорошо?

Такой «диагноз» многих настораживает. Естественно, негативными фактами будут:

  • чрезмерная физическая активность малыша: он все время бежит, торопится, все хватает, бросает и т. д.;
  • неумение сосредотачиваться: ребенок не может долго что-то слушать, иногда вообще не замечает, что к нему обращаются, он не придерживается распорядка, не может заниматься монотонными делами;
  • очень эмоциональное поведение.

Но в гиперактивности у детей можно обнаружить и ряд плюсов. Замечено, что такие малыши очень любознательны и талантливы. К примеру, они могут довольно рано запомнить буквы, научиться читать, считать. Не боятся ставить экспериментов, добиваются успехов в спорте.

Коррекция гиперактивности у детей в раннем возрасте

Рассмотрим два реальных случая воспитания гиперактивных детей.

Ситуация первая.

Андрей родился на 7 месяце беременности. Маме сделали плановое кесарево, ведь она всю беременность страдала от высокого давления. Врачи настояли на операции, выбрав наиболее оптимальный вариант для дальнейшего успешного развития малыша. Были тяжелые 2 первых месяца, первые недели кроха находился в отделении для недоношенных деток, а мама каждые 3 часа возила ему свое молоко. Грудное вскармливание продолжалось до 1-го года и 7-ми месяцев. По возвращению домой родители активно занялись развитием малыша: делали массаж, своевременно посещали невролога, когда малышу исполнился год, свозили его на консультацию к хорошему детскому психологу.

Гиперактивность у детей - причины, плюсы и минусы

В целом первый год жизни Андрюши прошел довольно спокойно, начальные признаки гиперактивности стали проявляться тогда, когда ребенок пошел. Мальчик поражал всех окружающих своей физической активностью, ему не было знакомо чувство страха, он абсолютно не слышал ничего вокруг, от него стали «страдать» другие дети, т. к. Андрей мог просто, проходя мимо, толкнуть или даже ударить сверстника. Родители заняли такую позицию: с одной стороны, они не препятствовали развитию сына, позволяя ему делать практически все, и не наказывали за шалости, а с другой стороны, вокруг Андрея была создана особая среда, которая позволяла направить его энергию на всестороннее развитие ребенка.

Малыша часто и надолго вывозили на природу, тем самым помещая его в естественные условия развития человека, с ним активно занимались физически, мама стала водить его в развивающие группы, и, конечно же, были обязательные систематические встречи с психологом. При обустройстве детской комнаты был предусмотрен спортивный уголок. Как результат, уже к трем годам Андрей стал более спокойным, хотя проблема рассеянного внимания и гиперактивности у него не прошла.

Мальчик научился контролировать свои поступки, он стал более контактным, получил опыт общения. Андрюша очень легко пережил период адаптации в детском саду. Сейчас мальчику 4 года, чтобы обуздать излишнюю энергию сына, родители отдали его в танцевальную студию, в которой он с удовольствием занимается. В садике на данном этапе обучения и развития у него нет проблем, хотя, по сравнению с другими детьми в группе, Андрей все же отличается невнимательностью. У него почти исчезла агрессия, он стал намного управляемым. Как видно из примера, в этом большая заслуга родителей, которые с самых первых дней жизни малыша задумались о последствиях всех обстоятельств, предшествовавших его появлению на свет.

Ситуация вторая.

Девочка Катя родилась в срок, беременность у мамы протекала хорошо, ничего не предвещало беды. Роды были легкими, без патологий. Единственное, что заставляло насторожиться, это то, что мама отказывалась кормить ребенка грудью, мотивируя это страхом потерять внешнюю привлекательность. Уже первый месяц жизни малышки показал, что ребенок весьма беспокойный. В полгода Катюша отказывалась спать днем, она могла бодрствовать на протяжении восьми часов подряд, при этом родители считали это нормальным и не спешили обращаться к специалистам.

Гиперактивность у детей - причины, плюсы и минусы

Когда девочка сделала свой первый самостоятельный шаг, ситуация ухудшилась. Это стал попросту неуправляемый ребенок, который упрямо добивался своей цели, ничего не слыша вокруг. Видя такой характер дочери, родители поспешили прибегнуть к помощи бабушки, чтобы как можно меньше нервничать из-за поступков малышки. Что такое бабушкино воспитание, знают многие: ребенку разрешается практически все, малыш изначально считается самым умным и развитым, и помощь посторонних людей в воспитании не приветствуется.

Симптомы гиперактивности прогрессировали все больше, уже в 2 года ребенок почувствовал себя центром вселенной. Катюша легко оскорбляла посторонних, просто издевалась над родителями, совсем не реагировала на какие-либо просьбы и запреты, с агрессией относилась к другим детям. Когда настало время идти в сад, девочка восприняла эту новость протестом: она отказывалась кушать, делала все наперекор родителям и воспитателям, ни один ребенок в группе не остался без «внимания» Кати.

Видя у ребенка проблему, руководство сада порекомендовало родителям обратиться к детскому психологу: ответ был отрицательный, а мотивировка – дочь абсолютно нормально развивается. С тех пор прошел год, сейчас Кате тоже четыре года. На этом этапе поведение девочки стало вызывать обеспокоенность у мамы, но в силу своего страха перед дочерью, она не знает, как себя вести. К психологу родителям идти стыдно.

Психология детей, склонных к гиперактивности, многих взрослых просто заводит в тупик. Поэтому не бойтесь своего непонимания и смело обращайтесь за помощью к специалистам.

Вывод напрашивается сам: ребенком надо заниматься уже с первых дней, нужно обращать внимание на минимальные изменения в характере, поведении, не давать малышу почувствовать беспомощность взрослых. Гиперактивность у детей – не порок, это лишь определенная особенность развития психики, и чем раньше родители объективно посмотрят на своего кроху, тем меньше проблем у него возникнет в будущем.