Есть несколько вещей, которые современным родителям стоит понять в первую очередь.

1. Ребёнок зреет и его нужно тренировать

Для начала нужно немного разобраться в главном: чем отличается мозг ребёнка от мозга взрослого. Детей часто воспринимают как маленьких взрослых. На самом деле, первое, что нужно понять, это то, что ребёнок зреет. Мозг человека формируется до 25 лет, в течении которых происходят его структурные изменения.

Сначала созревают те части коры головного мозга, которые отвечают за зрение, координацию движений, слух и так далее.

Главное для родителей, на этих начальных этапах развития постепенно усложнять тип новой информации. К примеру, детям намного чаще нравятся ритмические и однотонные мелодии. Если включить ребёнку произведения Моцарта, он явно не будет от них в восторге. Это происходит из-за того, что ещё не развит слух. Но задача родителей быть всё время на шаг впереди и способствовать продолжению развития. Если ребёнок в 2 года слушает подобную музыку, в 3 года, в 4, то в 5 — его мозгу уже будет намного сложнее перестраиваться под новые, более сложные мелодии. Поэтому, очень важно ребёнка всё время продвигать дальше.

Как воспитать ребенка в современном мире?

Со временем начинают развиваться зоны коры головного мозга, которые отвечают за очень сложные психические функции. Например, концентрация внимания и память. Их тоже нужно тренировать. Для развития префронтальной коры, которая отвечает за принятие решений, торможение своих порывов, а также прогнозирование будущего, требуется много лет. Эти области развиваются вплоть до 25 лет.

2. Детский мозг в цифровой среде

Ребёнок зреет в некой среде, которая сегодня превратилась в цифровую. Опасность такой среды в том, что она очень привлекательная для ребёнка, ведь его рецептивный мозг готов всё воспринимать и анализировать. Поэтому, когда он оказывается перед гаджетом, тот своими красочными движущимися картинками полностью приковывает его внимание. Дети даже не понимают смысла происходящего на картинке, потому что их мозг на данном этапе развития ещё на это не способен. Он считывает световые пятна. Чем примитивнее и постояннее это раздражение, тем хуже формируется его мозг в цифровой среде и меньше нейронных связей формируется.

Что такое нейронные связи?

Каждый человек рождается с множеством свободных нейронов, но очень небольшим количеством связей между ними. Эти связи строятся по мере взаимодействия с окружающим нас миром и в конечном счете и создают людей такими, какие они есть. На каждый навык, начиная от умения держать ложку, и заканчивая игрой на пианино, приходится сеть нейронных связей. Трудность заключается в том, что со временем, если с детства эти свободные нейроны не были простимулированы к формированию новых связей, они исчезают. Это объясняет то, почему дети легче учатся — у них больше нейронов для создания определённых связей. Это важно помнить родителям при научении своих детей.

Как воспитать ребенка в современном мире?

Как помочь ребёнку найти альтернативу цифровой реальности?

По этой теме существуют рекомендации от всемирной организации здравоохранения. Первые два года не рекомендуется никакого цифрового потребления. Потом можно постепенно наращивать по 15 минут в день. К школьному возрасту к этим 15 минутам разрешается добавить ещё 30 в выходные. Далее время цифрового потребления постепенно увеличивается до двух, двух с половиной часов. Конечно, сюда не входят интеллектуальные занятия. Эти ограничения распространяются на игры, социальные сети, сериалы, мультики и другие развлечения. В противном случае мозги детей засоряются и делают их абсолютно зависимыми от подобного контента.

Но самое главное, это то, что родителям нужно собственным примером не показывать ребёнку постоянное пользование телефоном.

Необходимо как можно больше занимать ребёнка различными практиками (кружками и тренировками). Тогда у него будет гораздо меньше времени для развития цифровой зависимости. То есть, нужно создать довольно загружённый развитием график.

Чем больше порядка родители внесут в жизнь ребёнка, тем более он будет внимательным к делам.

3. Загадочное будущее

Из-за стремительного прогресса, трудно понять, к какому будущему готовить ребёнка. Многие профессии исчезают. Но в современных реалиях важно не столько профессия, сколько навыки и готовность постоянно учится и переучиваться. Если у ребёнка нет внутренней тяги к чему-то конкретному, рекомендуется отдавать его в такое учебное заведение, где он получит фундаментальные научные знания о мире. Например, инженерия, биология, химия и др. То есть, любое естествознание, которое может дать человеку системное представление о том, как устроен мир.

Человек учится системному подходу, не потому что у нас есть к этому какая-то особая способность, а потому что он научается видеть работающие системы в окружающем мире. То же касается и выбора вуза.

Как воспитать ребенка в современном мире?

Как в будущем учить детей?

Несмотря на увеличение тенденций к дистанционному индивидуальному обучению, учиться с другими детьми незаменимо для подрастающего человека. Одна из самых главных вещей в обучении — социальная коммуникация. Ребёнок оказывается в среде других детей и находится с ними в сложных отношениях, которые он должен постоянно мониторить и моделировать. Невозможно развивать мозг просто знаниями. Это всё равно что запихивать книги на полку. Важно использовать полученную информацию. А аппарат, который позволяет ребёнку оперировать знаниями, формируется именно в рамках социальных коммуникаций. При наличии взрослого авторитета, с которым он взаимодействует, а также дисциплины, командной работы и т. п.

Из вышесказанного можно отметить главное: детский мозг находится в постоянном развитии и ему необходимо постоянно по чуть-чуть усложнять задачи, постоянно вести его в этом процессе, давать ему новые раздражители и впечатления. Несмотря на новую дикую цифровую среду, возможно добиться желаемого уровня развития.

Три главные для этого вещи: социальная коммуникация, занятый учебный график и очень умеренное потребление цифрового контента, особенно в раннем детстве.